Говоря о творениях того же Никколо дель Арко, мы говорили о духе, о психологизме образов, об эмоциональных состояниях и метафизических прозрениях. Сейчас же нам придется коснуться гораздо более материальных, вещественных, «плотных» вещей.
Великие полуострова юга Европы – Балканский, Апеннинский, Пиренейский – были освоены сельским хозяйством настолько, насколько это возможно, еще в древности. В раннем средневековье население там уменьшилось, однако, не настолько, чтобы большая часть полей превратилась в пустоши и леса, кризис гибели античного мира затронул в первую очередь, города. В результате к эпохе возрождения девственных лесов там практически не оставалось. Какие-то леса были, тем не менее, высококачественную древесину для изготовления хорошей деревянной скульптуры найти было далеко не всегда просто.
Зато за горами, на севере, в странах Средней Европы – Германии, Франции, Англии, Нидерландах – в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения безраздельно господствовали леса. Местами это были настоящие нетронутые северные джунгли, в которых, помимо березок, елочек и осинок росло множество деревьев ценных пород – различных видов дуба, бука, ореха и т. д., служивших прекрасным материалом для изготовления резных деревянных скульптур, в том числе и крупных по размеру, вплоть до статуй высотой в несколько метров. Подходящая древесина почти всегда была недалеко, проблем с ней не было. И в том же XV веке, когда в Италии мы видим настоящий бум терракотовой лепнины, в Средней Европе аналогичную нишу занимает резная деревянная скульптура. И, надо сказать, что эта скульптура, хотя и несет, конечно, северный, готический отпечаток, но не менее выразительна, чем итальянская лепная терракота. Для примера можно взглянуть хотя бы на великолепные бюсты алтаря Страсбургского собора работы Николаса де Хагенау, передающие характер, дух, психологию изображаемых людей никак не хуже лучших работ итальянских мастеров.
Тем более, что и те итальянские мастера никуда не девались. Терракотовая лепная скульптура была, её делали, хотя, конечно, не в таких масштабах, как в Италии. Распространялась она двумя путями. Политические, экономические, финансовые связи между Италией и Германией, Италией и Францией были в ту эпоху крепки, как никогда, и для предметов искусства Альпы не были преградой. Время от времени на терракотовые лепные скульптуры из итальянских мастерских возникала даже мода. Во-вторых, сами итальянские скульпторы отнюдь не отказывались поехать в другие государства, ища выгодных должностей и контрактов. Вспомним Гвидо Маццони, уехавшего во Францию, чтобы стать придворным скульптором. Интересно, что работа Маццони на короля Франции, похоже, не помешала ему создать лепной терракотовый бюст будущего английского короля Генриха VIII в детстве. Чудесное смеющееся дитя, правда, что-то во взгляде выдает, что пару своих жен на эшафот отправит без особых сантиментов.
Многие немецкие, французские, голландские скульпторы сами экспериментировали с лепной скульптурой. При этом во второй половине XV и даже в XVI веке терракотовые скульптуры здесь еще выглядят вполне готическими.
Вот лепная терракотовая скульптура Мадонны с младенцем из Германии середины XVвека, и, что называется, почувствуйте разницу между ней и скульптурами итальянских современников – от Аньолоди Поло до Никколо дель Арка. Даже во второй половине XVIвека, когда в Италии уже господствует маньеризм, крупные мастера, например, Ян Грегорван дер Схардт, создают лепные терракотовые скульптуры, еще пропитанные готическим духом. Правда, на автопортрете скульптора – так же терракотовом бюсте – влияние эпохи Возрождения куда заметней, начиная от поворота головы и кончая обнаженными плечами автора.
Везде – во Франции, в Англии, даже в Испании и Португалии в начале XVI века господствует деревянная скульптура, лепная терракотовая же представлена отдельными скульптурами и композициями, как правило, все же уступающими итальянским, хотя, безусловно, не лишенным и самобытности, и художественных достоинств. Такова, например, находящаяся в музее августинцев во французскомгороде Тулузе лепная терракотовая скульптурная группа сивилл и пророков, исполненная Жаном Бодуем в 1520-х годах. Фигуры мужчин и женщин, составляющие ее, сделаны весьма выразительно, но, все же, значительно грубее, нежели работы мастеров к югу от Альп.
Один из этих мастеров, флорентиец Пьетро Торриджано, прославился очень неоднозначно, будучи прекрасным скульптором, но крайне заносчивым, агрессивным и неуживчивым человеком. Его «подвиги» на ниве скульптуры Возрождения начались с того, что он, учившийся вместе с Микеланджело и снедаемый к нему завистью, сломал юному гению нос (что видно на многих его портретах). Правда, согласно другой версии, Микеланджело, сам обладавший отвратительным характером, перед этим долго издевался над работами Торриджано, что, возможно, ближе к истине. В общем, сцепились два молодых забияки, за что Торриджано был изгнан из Флоренции и через некоторое время уехал в Англию к юному королю Генриху VIII, где создал немало первоклассных скульптур, в том числе лепной терракотовый бюст умершего к тому времени Генриха VII. Несмотря на то, что он делался не с натуры, сразу чувствуется совершенно иной художественный уровень. Великолепна и лепная терракотовая скульптура Богоматери, сделанная им для Маргариты Австийской примерно в то же время и хранящаяся в Амстердаме.
После почти десятилетнего пребывания в Англии, Пьетро, ненадолго заехав на родину, отправляется в Испанию, где создает великолепные лепные терракотовые статуи святого Иеронима и Богоматери. В настоящее время скульптура святого Иеронима находится в Музее Искусств в Севилье.
Однако, тяжелый характер давал о себе знать. То ли будучи обманут при расчетах, то ли просто раздраженный тем, что скульптура Богоматери получилась не так, как ему хотелось, мастер набросился на нее, уродуя долотом. Это увидели священники и, как водится, немедленно побежали стучать куда надо. В результате Торриджано был обвинен инквизицией в богохульстве и скончался в тюрьме.
Тем не менее, никакая инквизиция не могла остановить мастеров со всей Европы – ведь в Испании и Португалии их ждали внушительные гонорары. Не следует забывать, что это время Конкисты в Америке и плаваний «в Индии» за пряностями, монархи и аристократия этих стран были богатейшими и влиятельнейшими людьми на континенте.
Еще одним из таких мастеров лепной терракотовой скульптуры был Филипп Одар, французский скульптор, работавший сначала в Испании, затем в Португалии. Именно в Португалии, в городе Коимбра, в трапезной монастыря Санта - Крус им была поставлена лепная скульптурная группа из тринадцати фигур – двенадцати апостолов и Христа, изображавшая Тайную Вечерю (ныне находится в музее Мачадо де Кастро). Очень выразительные, хорошо проработанные терракотовые лепные фигуры апостолов вылеплены в художественной манере Ренессанса, подчеркивающей индивидуальность персонажей. К сожалению, со временем, особенно после исчезновения религиозных орденов, у некоторых хрупких лепных скульптур были отбиты руки или ноги.
Пока манера и стиль эпохи Возрождения триумфально шествовали по Европе, в Италии, бывшей тогда уже художественным центром всего мира – Магеллан уже обогнул земной шар – зрели новые перемены в художественных вкусах. На сцену выходят маньеризм, затем барокко.